Сегодня 23 октября 2012 г., Вторник
Портал администрации
города Алексин

По вашему мнению, что главное в жизни?

Семья
Карьера
Целеустремленность
Любовь




Викторина по местному самоуправлению

 

 

НЕЗАБЫТАЯ  РЕФОРМА

(к 140-летию принятия «Городового положения»)

 
Через полгода в России будет отмечаться  150-летие обнародования судьбоносного для истории нашего Отечества документа - Манифеста 19 февраля 1861 года об отмене крепостного права в Российской империи, положившего начало эпохе Великих реформ императора Александра II.
Либеральные преобразования 60 – 70 годов XIX века затронули многие стороны жизни российского общества: местное самоуправление (Земская реформа 1864 г.), судебное производство (Судебная реформа 1964 г.); городское общественное управление (Городская реформа 1870 г.); комплектование армии и флота (Военная реформа 1874 г.); народное образование и другие сферы общественной жизни.
Одним из важнейших демократических преобразований, коренным образом изменившем характер  организации местной власти в городах России, стала реформа городского общественного самоуправления на основе «Городового положения» от 16 июня 1870 года.  
Согласно данного «Положения» в городах Российской империи существовавшие сословно-бюрократические органы городского управления были заменены всесословными выборными органами самоуправления на основе демократического принципа разделения полномочий между распорядительной (городская дума) и исполнительной (городская управа) ветвями власти. Теперь органы управления городов не назначались из привилегированных сословий вышестоящей властью, а избирались всеми горожанами – плательщиками городских налогов, которые делились на три разряда (избирательные списка) по принципу имущественного ценза. Все обладавшие правом голоса городские обыватели вносились в общий список по убыванию уплачиваемых налогов и сборов. Затем список делился на три разряда так, что каждый независимо от его количественного состава платил 1/3 общей суммы налогов. В результате 1/3 состава городской думы представляла интересы небольшой группы самых состоятельных горожан, ещё 1/3 – средних слоев городских собственников и последняя – многочисленной городской мелкоты.
 И хотя выборы гласных (депутатов) городских дум не приобрели всеобщий, равный и прямой характер, поскольку в списки избирателей вносились только мужчины, российские подданные не моложе 25 лет, уплачивающие городской налог с недвижимого имущества, торговых и промышленных предприятий, тем не менее, данной реформой был сделан принципиальный шаг вперед в направлении демократизации, как избирательного права, так и  либерализации городского общественного самоуправления в целом.
По «Положению» новую структуру органов общественного городского самоуправления теперь составляли: 1) городские избирательные собрания для избрания один раз в четыре года гласных (депутатов городских дум), 2) городские думы – распорядительный орган городского самоуправления и 3) исполнительный орган городского самоуправления - городские управы, члены которых избирались городской думой. Обязанности председателя думы и председателя управы возлагались, согласно «Положения», на одно  должностное лицо – городского голову. В небольших уездных городках думам было предоставлено право не формировать исполнительный орган, возложив его обязанности на городского старосту.
Какие же вопросы городского хозяйства относились к компетенции общественного самоуправления? Обратимся к тексту «Городового положения», который гласит: «К предметам ведомства городского общественного управления принадлежит:
<…> дела по внешнему благоустройству города, а именно: попечение об устроении города согласно утвержденному плану; заведывание… устройством и содержанием улиц, площадей, мостовых, тротуаров, городских общественных садов, бульваров, водопроводов, сточных труб, каналов, прудов, канав и протоков, мостов, гатей и переправ, а равно и освещением города; дела, касающиеся благосостояния городского населения;
меры к обеспечению народного продовольствия, устройство рынков и базаров; попечение… об охранении народного здравия, принятии мер предосторожности против пожаров и других бедствий и об обеспечении от причиняемых ими убытков; попечение об учреждении и развитии местной торговли и промышленности, об устройстве пристаней, бирж и кредитных учреждений; устройство на счет города благотворительных заведений и больниц и заведывание ими…»
Даже беглого взгляда на вопросы, отнесенные «Городовым положением» 1870 года к компетенции городского общественного самоуправления, достаточно, чтобы уяснить тот факт, что они мало чем отличаются от современных, предписанных  131-ым Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ныне существующим органам местного самоуправления.
В дореволюционное время, созданное на основе «Городового положения» 1870 года, общественное самоуправление в губернских и уездных городах в полной мере оправдало себя. Достаточно напомнить, что, например, в нашем родном Алексине, благодаря ему, появились: мощеные улицы, водопровод, газовое освещение, общественный банк, медицинские учреждения, добровольное пожарное общество, торговые ряды, промышленные предприятия, средние учебные заведения (мужская и женская гимназии) и многое другое.
 За большой вклад в благоустройство и развитие Алексина последний городской голова – Золотарев Георгий Михайлович (1858-1936), спустя столетие заслужил от благодарных потомков звание Почетного гражданина города (2003 г.). А наш выдающийся земляк, видный земский деятель России князь Георгий Евгеньевич Львов в 1913 году был избран городским головой Москвы, хотя в последствии и не утвержден в этой должности правительством. Кстати, в следующем году будет отмечаться не только 150-летняя годовщина отмены крепостного права, но и аналогичный юбилей Георгия Евгеньевича.
В связи с вышесказанным администрация муниципального образования город Алексин Алексинского района совместно с региональным Центром детско-юношеского туризма проводит в 2010 году областную заочную личную викторину по истории городского общественного самоуправления в России среди учащихся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и студентов средне-специальных и высших учебных заведений Тульской области. Викторина будет проходить в рамках традиционных «Львовских дней в Алексине» в сентябре-ноябре 2010 года. С Положением и вопросами викторины можно будет ознакомиться после 15 сентября в газете «Алексинские вести», на страничке «Львовский проект» официального сайта администрации города Алексина: www.aleksingrad.ruи на сайте ГОУДОД ТО «ОЦДЮТЦР» в разделе «Краеведение». Там же после 25 ноября будут обнародованы результаты и имена победителей викторины.
 Торжественная церемония награждения победителей и призеров викторины состоится в январе-феврале 2011 года. Она положит начало комплексу культурно-просветительских мероприятий, приуроченных к 150-ой годовщине отмены в России крепостного права и аналогичному юбилею князя Г.Е. Львова.
 
Пресс-служба администрации города Алексина